МАИ-89

При Московском институте авиации действует собственное конструкторское бюро ОСКБЭС. В конце 80-х на его базе была разработана модель суперлегкого самолета МАИ-89, которому суждено было стать предсерийным прототипом с рекордным временем набора высоты в 3 км.

Назначение воздушного судна

Биплан является многоцелевым летательным аппаратом, который был выпущен отраслевым бюро МАИ для нужд частных заказчиков. Экипаж состоит из одного человека: в кабине может поместиться только пилот. Задача конструкторов состояла в создании самолета, максимально безопасного для слабо подготовленного владельца.

Эксплуатантами являются компании по экспресс-доставке мелких грузов, корпорации, представители бизнеса, путешественники, субъекты туристической и развлекательной деятельности и другие участники гражданской авиации. Серия «Авиатика-890» разработана для занятий спортом и туризмом, фото- и видеосъемки, буксировки планеров, патрулирования воздушной территории, обзора ландшафтов и линий коммуникаций, а также для обучения летчиков.

Модификация востребована в странах Африки преимущественно для сельскохозяйственных целей. Серийные самолеты МАИ-89 эксплуатируются для охраны угодий и частных территорий, работы правительственных органов и охранных служб. Единственным минусом, пожалуй, является высокая цена за брендовые моторы Rotax.

Летно-технические характеристики

МАИ-890 вобрал в себя лучшие характеристики легких и сверхлегких летательных аппаратов. Он выполнен по типу одностоечного биплана из алюминиевого сплава с нескрываемым шасси. Фюзеляж представляет собой полузакрытую кабину с остеклением носовой части. К ней крепится хвостовой отсек. Длина судна составляет всего чуть больше 5 метров. Размах крыла – около 8 метров.

Самолет массой 190 кг (максимальная для взлета – 340) может оснащаться двигателями Rotax (503UL, 582UL и 912ULS) и имеет несколько модификаций. Топливные баки имеют общую емкость в 50 л.

Биплан может достигать максимальной скорости 115 км/ч при средней крейсерской в 90 км/ч. Полет на МАИ-89 без дозаправок составит 150-155 мин.

Воздушный рекорд

В ходе испытаний, которые проводились в 90-е проектировщиками бюро МАИ и пилотом М. М. Марковым, был установлен знаковый рекорд FAI: судно набрало высоту в 3 км за экстремально короткое время – всего 13 минут и 40 секунд. Самолет принимал участие во многих научно-технических выставках и авиационных шоу, на которых его технические и летные характеристики были оценены весьма высоко.

Аварии с МАИ-89 Несмотря на безопасность и простоту пилотирования, судно не раз становилось участником катастроф в небе. За два десятка лет было утеряно 9 аппаратов, погибло суммарно 5 человек.